В августе 2014 года в Google объявили, что защищенное SSL соединение станет
официальным сигналом для ранжирования веб-сайтов. Многие посчитали его пустословным и недостаточно взвешенным, полагая, что не все веб-сайты нуждаются в защите SSL сертификатом. Но большинство веб-мастеров все же интересовало, насколько глубоко это нововведение затронет SEO индустрию и каким будет влияние HTTPS на продвижение сайтов.
В марте 2015 года специалисты из компании Searchmetrics, которая занимается разработкой программного обеспечения для автоматизации SEO, исследовали ранжирование HTTPS сайтов и простых незащищенных сайтов, а также определили, насколько использование SSL сертификата может улучшить позиции в Google. Приведенный ниже материал является переводом статьи из блога Searchmetrics и отображает независимое мнение SEO-экспертов в отношении SEO и HTTPS.
Недавно мы проанализировали протоколы HTTP и HTTPS и у нас есть основания полагать, что защищенное соединение может быть преимуществом для вебмастеров в разных отношениях: как в SEO продвижении, так и в качестве сигнала пользователю о более высоком уровне доверия посещаемого веб-сайта.
Недавно проведенные нами тестирования показали положительный эффект использования SSL сертификатов: с переходом на протокол HTTPS, индекс видимости веб-страниц, не использовавших защищенное соединение ранее, может подняться на несколько процентов. Подобное громкое заявление Google относительно HTTPS было полной неожиданностью, так как в Google крайне редко называют конкретные параметры официальных сигналов ранжирования.
Как сообщают в Google, на данном этапе шифрованию будет придаваться ограниченное значение, и это повлияет всего лишь на около 1% всех поисковых запросов в мировом Интернете. Но в будущем политика ИТ-гиганта может измениться. В последнее время в Google много трудились над повышением безопасности в Интернете. Не будем рассуждать о других причинах, которые могут преследовать в компании – что вполне вероятно даже несмотря на их заявление о бескорыстном повышении безопасности сети.
Давайте делать выводы, основываясь на проанализированных данных. Сразу же после объявления от Google мы проверили наши данные на предмет любых измеримых колебаний в рейтингах веб-сайтов на базе HTTP и HTTPS. Но тогда, в августе 2014 года, нам пришлось отказаться от идеи, что вебмастера могут получить импульс в продвижении веб-сайтов при переходе на HTTPS. Колебания индекса видимости, а соответственно и ранжирование HTTPS и HTTP, были слишком незначительными.
Немного предыстории: что такое TLS/SSL и HTTPS?
TLS (англ. «Transport Layer Security», «Защита транспортного уровня») — это стандартный протокол, обеспечивающий безопасное подключение при посещении веб-страниц, также известный как SSL (англ. «Secure Sockets Layer», «Протокол защищенных сокетов»). Важно помнить, что шифруется не сама веб-страница, а только соединение.
SSL сертификат используется для соединения со статическим доменом посредством сеансового ключа, которым шифруется обмен данными между сервером и программой-клиентом. Трафик же обычных HTTP-страниц не зашифрован. Их данные может прочитать любой из серверов, через которые они проходят на пути к серверу веб-сайта. Именно так, к примеру, инструменты аналитики получают статистику о ваших поисковых запросах. Если же посещаемая вами веб-страница защищена HTTPS, все данные шифруются; поэтому информация о вашей активности на этом веб-сайте доступна только вам и самому веб-сайту.
В адресной строке браузера отображается несколько четких индикаторов того, что соединение зашифровано: «https» вместо «http», зеленый ключ и название компании, выделенное зеленым цветом (если владелец веб-сайта установил
EV SSL сертификат):
Тесты показывают: наличие SSL сертификата способствует повышению видимости сайта
Чтобы проследить взаимосвязь между
SSL шифрованием и видимостью, мы проанализировали средние показатели ранжирования веб-сайтов, использующих HTTP и HTTPS, - на основе URL-адресов и каталогов соответственно. В определенных случаях некоторые области домена не могут быть зашифрованы. Наш анализ основан на рейтингах URL-адресов с применением 30 тыс. ключевых слов, которые мы наблюдаем в сети с августа 2012 года. Индекс видимости: веб-сайты с HTTPS и HTTP
Краткое объяснение графика: черная линия отображает вариации среднестатистических индексов видимости веб-сайтов с HTTPS и HTTP; затемненная область представляет доверительный интервал с 99% уровнем надежности.
С тех пор как в августе 2014 года в Google объявили о включении HTTPS в сигнал ранжирования (красная вертикальная линия), черная линия уверенно двигается вверх. Другими словами, график показывает взаимосвязь между SSL шифрованием и видимостью веб-сайта, и это теперь статистически доказуемое преимущество.
Влияние https на продвижение: повышение видимости на примерах веб-сайтов
Теперь давайте взглянем на домены компаний из различных отраслей, использующие протокол HTTPS. Мы захотели найти реальные примеры компаний, испытавших увеличение видимости благодаря протоколам шифрования.
URL-адреса с HTTPS: увеличение видимости благодаря шифрованию
Влияние других факторов
Целевая страница apple.com для iPhone 18 января имела рейтинг видимости 23436. Есть основания полагать, что 5% роста видимости можно отнести на счет SSL шифрования. Увеличили видимость и защищенные по HTTPS сайты таких мировых брендов, как Spotify и Microsoft. Эти цифры указывают на возможную взаимосвязь между HTTPS и ранжированием веб-сайтов.
В целом, основываясь на наших данных, мы можем говорить о существовании корреляции между SSL шифрованием и видимостью. Наши специалисты, насколько возможно, постарались минимизировать влияние посторонних факторов, но подобное влияние нельзя полностью исключать. Это связано с комплексной природой алгоритма поисковых систем, который включает в себя сотни сигналов ранжирования, поэтому выделить из общей массы какой-либо конкретный фактор не представляется возможным. Как уже упоминалось, очень многие сайты компаний, защищенные протоколом HTTPS, подняли свои рейтинги. Поэтому кроме шифрования в качестве возможной причины должны рассматриваться и другие факторы.
Как правило, Google ранжирует большие компании выше, особенно после некоторых последних обновлений (например, обновление «Бренды/электронная коммерция»).
Увеличение рейтинга незашифрованных веб-сайтов
Мы также проанализировали некоторые незашифрованные веб-сайты и их потенциал увеличить видимость после перехода на HTTPS. В результате мы можем утверждать, что можно ожидать повышение позиций сайта до 5%. HTTP URL-адреса: Возможное увеличение видимости с помощью SSL шифрования
URL-адреса с HTTPS: увеличение видимости благодаря шифрованию
Хотя использование TLS/SSL не гарантирует роста видимости, рост доверия пользователей — очевидная выгода. Благодаря зеленому названию компании и значку ключа, отображаемыми браузером в адресной строке, SSL шифрование — это сигнал пользователю о том, что веб-сайту можно доверять. Положительными результатами повышения доверия могут стать снижение показателя отказов и рост показателя привлечения клиентов (Подробнее об этом читайте в нашей предыдущей статье и
влиянии SSL на поведение покупателей в Интернет магазинах). А чем лучше пользовательские сигналы, тем выше рейтинг Google.После объявления Google об HTTPS, мы можем утверждать, что перейдя на защищенное SSL соединение, видимость веб-сайтов можно повысить, но только, если у этих веб-сайтов уже есть определенная видимость. Рост видимости на несколько процентов возможен, но не гарантирован.
SSL шифрование — технически сложная задача
Несмотря на вышесказанное, некоторые вебмастеры сообщали о снижениях рейтинга и объемов трафика после перехода на HTTPS. По этой причине, многие могут не захотеть утруждать себя дополнительной работой по шифрованию своего веб-проекта. Не секрет, что внедрение защиты на базе HTTPS сопряжено с немалым объемом работы - достаточно лишь упомянуть настройку переадресации каждого конкретного URL-адреса. Именно поэтому в Google решили дать вебмастерам достаточно времени на миграцию их веб-сайтов на HTTPS.
Заключение: защищенное SSL подключение не следует недооценивать
- В августе 2014 года в Google объявили, что шифрование по протоколу HTTPS станет сигналом ранжирования веб-сайтов. На данном этапе сигналу о шифровании будет придаваться ограниченное значение, но, согласно Google, в будущем они «могут его усилить». Официальная цель нововведения — повышение веб-безопасности.
- Тесты показали измеримую разницу между индексами видимости веб-сайтов на базе HTTPS и на базе HTTP.
- Чем больше и популярнее веб-проект, тем больше вероятность роста видимости на несколько процентов при использовании защищенного соединения. При этом положительный эффект все же не гарантирован.
- Миграция на HTTPS-шифрование может быть особенно актуальной для организаций и компаний, проводящих финансовые транзакции. Кроме возможного увеличения видимости, HTTPS – это сигнал доверия для пользователей, а значит и сигнал поисковым системам. Зеленые элементы в адресной строке браузера способствуют повышению доверия, привлечению клиентов и уменьшению показателя отказов.
- Некоторые вебмастера сообщали о снижениях рейтинга и объемов трафика после миграции на HTTPS. Внедрение шифрования — технически сложная задача и требует осторожности. Именно поэтому в Google решили дать вебмастерам достаточно времени для перехода на новый протокол безопасности.