На вашем сайте установлен
SSL сертификат, срок действия которого недавно истек? Надеемся, что вы успели вовремя его обновить. Для этого всем нашим клиентам мы рассылаем оповещения. Но что же происходит, если вовремя не обновить SSL сертификат? Как эта небольшая ошибка может повлиять на поведение пользователей?
Британская SEO-компания Халлам Интернет (Hallam Internet), которая занимается продвижением в сети более 15-ти лет, регулярно проводит эксперименты с различными факторами ранжирования в поисковых системах и измеряет колебания позиций в поисковой выдаче.
Эти эксперименты планируются заранее, но недавно компания описала незапланированный эксперимент: на их сайте
hallamInternet.com 11 февраля 2016 года истек срок действия сертификата безопасности. В течение суток администраторы продлили сертификат, но все-таки около 24 часов на сайте находился SSL сертификат с истекшим сроком действия. И компания решила воспользоваться этим случаем, чтобы проанализировать, как это могло повлиять на поведение пользователей и, со временем, на позиции сайта. О результатах компания сообщила в своем блоге. Первое, что видят пользователи при входе на ресурс, на котором срок действия сертификата безопасности сайта истек? Они получают это довольно тревожное предупреждение:
Если бы вы увидели такое сообщение при попытке открыть сайт, вы бы продолжили? Для исследования сотрудники Халлам Интернет решили проанализировать только органический трафик и сессии, при которых страницей входа была главная страница сайта. Такие параметры были отобраны для обеспечения последовательности измерений поведения пользователей. Две метрики, которые с наибольшей вероятностью могут быть затронуты, - это средняя длительность сеанса и показатель отказов. Сотрудники компании рассмотрели и более подробно.
Влияние истекшего SSL сертификата на поведение пользователей
Средняя длительность сеанса
На изображении ниже средняя длительность сеанса на 11 февраля выделена красным кружком. Неудивительно, что она имеет второй наиболее низкий показатель в 1 минут 8 секунд за весь февраль:
Однако так как время длительности сеансов постоянно меняется в зависимости от дня недели, Халлам решил отдельно проверить данные по четвергам в 2016 году, чтобы понять, есть ли какие-либо существенные различия. Как можно увидеть на графике ниже, длительность сеанса 11 февраля намного ниже по сравнению с другими проанализированными датами:
Показатель отказов
Взглянув на график ниже, вы увидите, что показатель отказов (голубая линия) на 11 февраля остался без изменений. Процент показателя отказов был вполне обычным:
Если учесть, что средняя длительность сеанса снизилась, было бы естественным предположить, что причиной стало предупреждение о небезопасности сайта. Однако, чтобы подтвердить это предположение, показатель отказов должен был бы увеличиться, так как посетители не стали бы взаимодействовать со страницей из-за невозможности обойти сообщение о небезопасности.
Поведение пользователей: Заключение
Хотя для того, чтобы увидеть какие-либо реальные изменения в поведении пользователей, пришлось достаточно много разбираться, и, принимая во внимание, что эти колебания данных могут быть вызваны другими факторами, было бы неправильно откидывать влияние истекшего срока действия сертификата на поведение пользователей в целом. Поскольку поведение пользователей является фактором ранжирования для поисковых систем, Халлам Интернет решил проверить, появились ли какие-либо изменения в органической видимости сайта в течение первой недели после того, как срока действия сертификата безопасности сайта истек.
Влияет ли SSL сертификат на ранжирование?
В 2014 году Google подтвердил, что наличие SSL сертификата даст веб-сайтам небольшой второстепенный импульс для повышения рейтинга. Поэтому компания пересмотрела органическую видимость сайта и рейтинга в течение этого периода, чтобы проверить наличие каких-либо негативных последствий. Ниже представлен график из сервиса Search Metrics, который показывает значительное падение органической видимости вскоре после истечения срока действия SSL сертификата:
Аналогичное падение показывают графики видимости и ранжирования MOZ:
Заключение
Хотя поведение пользователей незначительно изменилось за это время, очень маловероятно, что оно привело к падению видимости сайта такого рода. И все же, могло ли это падение быть результатом или наказанием за отсутствие SSL сертификата всего лишь в течение 24 часов? К сожалению, ответ на этот вопрос не так очевиден.
На самом деле, изменение органической видимости наблюдалось и у других SEO-оптимизаторов, и вполне вероятно, что это могут быть изменения, происходящие из-за добавления Пингвина и Панды к основному алгоритму ранжирования Google. Тем не менее, эксперты по Интернет маркетингу советуют в первую очередь не попадать в подобную ситуацию. Халлам Интернет повезло, что они смогли решить вопрос возобновления SSL сертификата в течение нескольких часов, так как, во-первых, смогли быстро среагировать на возникшую проблему, а во-вторых, их сайт защищен одним из простых сертификатов
Comodo, который не требует проверки компании.
Тем не менее, многие владельцы веб-сайтов не могут так быстро реагировать на эти вопросы. Более того, если вы используете
SSL сертификат с проверкой компании или
EV SSL с расширенной проверкой, получение нового сертификата безопасности может занять время, так как при продлении необходимо заново проходить весь процесс валидации. Хотя в случае Халлам Интернет отсутствие SSL сертификата в течение суток незначительно повлияло на поведение пользователей, показатели могли бы быть совершенно другими, если бы сообщение о небезопасности сайта показывалось, к примеру, в течение недели или даже дольше. Тогда действительно следовало бы задуматься о последствиях для рейтинга сайта.
Каждый SSL сертификат имеет срок годности от 1 года до 2 лет. Чтобы помочь нашим клиентам избежать проблем, связанных с истечением срока действия сертификата безопасности, мы высылаем регулярные напоминания о приближении к дате на почту, указанную во время заказа.